Свяжитесь с нами сейчас
+7-918-128-8222
+7-989-122-5222

Оформление дома в собственность

В России стать законным собственником жилья можно несколькими путями. Среди них: приобретение уже готовой квартиры или строения, а также самостоятельное строительство на заранее приватизированном земельном участке. Последний вариант имеет особую популярность во многих регионах, связано это с наличием у некоторых граждан дачных землевладений, на которых возможна застройка. Однако просто возвести строение и подключить его к коммуникациям не получится, необходимо выполнить оформление дома в собственность в соответствии с действующими законами.

Выполнять все необходимое для приобретения статуса, подтверждающего имущественное право, следует в четком соответствии с существующими нормативными актами. Отклонение от предлагаемого Правительством порядка может привести к нежелательным последствиям, вплоть до административной и уголовной ответственности. Именно поэтому квалифицированные юристы не рекомендуют рисковать с поиском незаконных путей обхода. Далее мы разберемся с тем, в какие инстанции будущему собственнику нужно обратиться, что необходимо иметь при себе и как выглядит стандартный процесс взаимодействия с организациями, ответственными за рассматриваемый процесс.

Общие сведения

Начнется наша пошаговая инструкция с рассмотрения правил и принципов законного учета недвижимости. Первостепенной задачей является определение категории земли. В случае с дачными или садовыми территориями все работы упрощаются, ведь постановка на учет с дальнейшей отметкой в кадастровом реестре не будет являться обязательной. От физического лица, владеющего подобной площадкой потребуется лишь передача декларации, содержащей информацию о возводимом здании.

Если же стройка планируется на местности, отведенной под индивидуальное строительство, то понадобится создание разрешения в соответствующем отделе органов местного управления. Данное требование обязательно для застройщика. Технически, для государства не будет существовать здания, пока оно не пройдет регистрацию. В соответствии с этим его владелец не сможет подключать коммуникации, прописывать жильцов, выполнять сделки купли-продажи, а также наследовать объект.

Даже при установлении факта полноправного владения территорией, постройки на ней должны присутствовать в едином кадастровом реестре. Те, кто решат проигнорировать подобное требование, должны приготовиться к проблемам. Возникнут они уже при первой проверке ответственными работниками местных органов власти.

Цена процедуры

Довольно сложно дать однозначный ответ на вопросы, связанные с тем, сколько стоит оформление дома в собственность для жителей Российской Федерации. На этот параметр влияет немалое количество факторов. Помимо установленной госпошлины потратиться придется на всевозможные юридические действия, среди которых отмечаются нотариальные заверения, заказ справок и выписок. Большая часть затрат связана со следующим:

  • категория участка;
  • целесообразность проведения экспертизы для БТИ;
  • наличие правоустанавливающей документации на землевладение.

Для большего удобства рассмотрим, почему именно эти аспекты сказываются на конечной цене операции. Особенности существующих категорий мы рассматривали выше, однако стоит отметить, что для садовых и дачных земель не понадобится техпаспорт и кадастровый план. Если же речь идет о ЛПХ и ИЖС, то сэкономить на услугах Бюро Технической Инвентаризации не получится.

Нередки случаи, когда у владельцев земельных площадей отсутствуют документы, подтверждающие право пользования. Разумеется, без них невозможны любые действия. Пройти оформление рекомендуется перед началом строительных работ, а также решением юридических моментов, связанных со стройкой. К слову, в случаях с дачными зданиями размер государственной пошлины выйдет значительно ниже.

Пакет документов

После определения основных нюансов процесса можно смело переходить к подготовке документации. Поскольку мы имеем дело с двумя разными видами участков, списки необходимого будут отличаться. Для начала определимся с тем, что понадобится собственникам дач:

  • паспорт гражданина РФ, который выступает заявителем;
  • правоустанавливающие документы на землевладение;
  • копия квитанции об уплате госпошлины;
  • при наличии льгот или прочих ситуаций, подразумевающих упрощенную регистрацию – специальная декларация.

Особенно выгодны такие условия для тех, кому довелось попасть под так называемую дачную амнистию. Сотрудник может потребовать дополнительные бумаги только если возникнут сомнение в юридической “чистоте”, но такое возникает довольно редко. Если недвижимость будет располагаться на территории, отведенной под ИЖС или ЛПХ, то подготовить придется следующее:

  • паспорт;
  • квитанция или чек об оплате пошлины;
  • разрешение на проведение строительных работ;
  • техпаспорт на здание;
  • выписка из ЕГРН;
  • договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве или прочее, что подтверждает право частной собственности;
  • при аренде – заверенное распорядительное письмо из органа самоуправления.

Обращаем внимание на следующее: если земля до начала всех работ не прошла регистрацию в Росреестре, то добавляться в реестр будут все вместе. Покупая землю с уже построенной недвижимостью необходимо внимательно отнестись к передаваемым документам. Среди них обязательно должно находиться свидетельство на право собственности или выписка из Госреестра. В дальнейшем это будет истребовано регистратором при переоформлении.

Обращение и оплата пошлин

Росреестр по месту нахождения землевладения или местное отделение МФЦ – учреждения, в которые можно обратиться для оформления дома в собственность. Принципиальной разницы в 2019 году для заявителей нет, выбирать организацию стоит исходя из собственных предпочтений.

Если строение досталось в виде наследства или ранее находилось в долевом владении, то предварительно понадобится обратиться к нотариусу. Он заверит соответствующие бумаги, так как этого требуют правила, закрепленные в законе.

Деньги за пошлину можно внести либо в банке, используя реквизиты, либо в терминалах самообслуживания. К слову, во всех МФЦ таковые присутствуют, что значительно облегчает действия и исключает необходимость искать близлежащую банковскую кассу или почту. Полученный после внесения чек (или квитанцию) следует оставить у себя, передав регистратору копию.

Сотрудник ведомства проверит, все ли бумаги соответствуют списку, примет обращение и выдаст специальную расписку. Она послужит основанием для будущего получения свидетельства. Также она содержит индивидуальный номер, при помощи которого можно проверить статус выполнения процедуры на официальных сайтах организаций, в которые были переданы заявления. Точно определить сроки на данный момент не представляется возможным. На практике ожидание составляет от 3 до 10 рабочих дней. Этот процесс можно ускорить при наличии аккаунта в Госуслугах. Там же можно заплатить и налог. Заявки, поступающие через этот сервис, обрабатываются в первую очередь, что дает возможность неплохо сэкономить время.

Итог регистрации

До 2017 года заявители получали красочные свидетельства, оформленные по всем стандартам и содержащие госзащиту. Однако такой формат формат стал неактуальным, о чем свидетельствует Федеральный закон под номером 360-ФЗ от 3 июня 2016 года. Его место занимает стандартная выписка из ЕГРН, которую сотрудники при необходимости могут заверить печатью. Соответствующие данные можно будет получить и на сайте ведомства, причем доступны они для всех желающих.

Действия при самовольном возведении

Если по какой-либо индивидуальной причине гражданин построил дом самостоятельно и проигнорировал требования о регистрации, то придется выполнить легализацию. Задача эта часто не сопряжена с особыми сложностями, однако на ее решение придется потратить много времени. Не обойдется также и без финансовых потерь, ведь в таком деле не получится обойтись без услуг профильного юриста и прочих специалистов. Существует три сценария будущих действий:

  1. Доказать свое право на недвижимость через суд.
  2. Обратиться в комиссию по пресечению самовольного строительства с прошением о сохранении строения для последующего выполнения узаконивания. Если оно будет удовлетворено, то работники выдадут акт, который нужно приобщить к заявлению. В противном случае комиссия может выдать постановление о сносе.
  3. Наиболее экстремальный способ – заказ разрешительных бумаг задним числом. Следует обратиться к уполномоченным сотрудникам, но не сообщать, что постройка уже присутствует. При благоприятном исходе утверждение будет выполнено, но не следует сразу же спешить с вводом объекта в эксплуатацию, иначе у представителей ведомств могут возникнуть вопросы.

Единственно верного способа в случае с самостроем нет, начинать действовать желательно только после консультации с юристом. Он изучит все обстоятельства и поможет правильно поступить, сохранив при этом объект и нервы клиента.

Вверх